26.08.2020
Современную школьную библиотеку нельзя создать, не осмысливая саму суть задач, решаемых библиотекой. Поэтому модернизация школьной библиотеки — это, прежде всего, ответ на вопрос: «зачем библиотека нужна?». И только после того, как ответ найден, становится понятно, как именно необходимо модернизировать библиотеку и что для этого нужно делать.
Концепция
Вначале поговорим о концепции функционирования библиотеки. Мое мнение, что школьная библиотека должна реализовывать следующие функции:
Культурная функция. Культура является одной из основных опор гражданского общества. Там, где культура уступает место невежеству, расцветают преступность, коррупция, национализм, фашизм. Как следствие — тормозится экономическое и научное развитие страны. Поэтому культурное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной школьной библиотеки. Так же, как основная задача публичной библиотеки — стать культурным центром своего региона, так и задача школьной библиотеки — стать культурным центром своей школы. Кроме того, правильно анализировать поступающую информацию, отделять главное от второстепенного, правду от вымысла, не поддаваясь на приемы манипулирования сознанием, может только человек, гармонично развитый, имеющий сформировавшуюся социальную и жизненную позиции. И в этом, безусловно, библиотека обязана помочь подростку. Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей, так как библиотека является центром формирования информационной культуры в школе. Библиотека оказывает помощь образовательному процессу в самостоятельном изучении материала, использовании рукописных текстов, олимпиадных работ, аудио-видеокассет, дисков, материалов из области межпредметных связей, составление аннотации на имеющиеся документы, выпуск школьных тематических сборников через создание информационно-библиографического пространства, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы:
презентации выставок по темам;
интеграционные научные конференции;
обзоры вновь поступившей литературы;
всевозможные наглядные, устные, печатные, комплексные средства.
Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают это значение и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии общей культуры и ребенка, и самих родителей.
Библиотека же в свою очередь должна принимать активное участие в этом процессе проводя дни семейной информации, тематические консультации. Можно создать родительские лектории по формированию информационной культуры у детей .
Отсюда можно сделать вывод, что хорошо организованная информационная среда, соответствующая запросам учащихся, четко организованная деятельность взрослых(библиотекаря, преподавателей и родителей) будут влиять на формирование информационной культуры ребенка и в целом на его развитие. Формирование информационной культуры начинается в школе. Существуют разные пути формирования. Наиболее эффективный – чтение, так как это одна из сфер деятельности, в которой не только формируются, но и реализуются ценностные ориентации подростков. Нынешнее время требует пересмотра отношения ребенка к книге и чтению, так как возникла новая культурная и социальная реальность: пришло новое поколение читателей.
Образовательная функция. Для школьной библиотеки нет задачи важнее, чем научить школьника ориентироваться в потоках информации с экрана телевизора, из социальных сетей, из Интернета. Поэтому обучение школьника работе с информацией, обучение анализу информации, обучение креативному мышлению — это также одна из главных задач, стоящая перед школьной библиотекой.
Библиотечная функция. Работа классической библиотеки ориентирована на выдачу книги и обеспечение сохранности фондов. Однако появление множества электронных версий учебников и необходимости работы с электронными версиями книг, развитие беспроводных сетей, обеспечивающих быстрый доступ к информации, — всё это требует изменения в работе библиотеки
Таким образом, относительно типовой существующей школьной библиотеки, налицо существенное расширение круга поставленных задач, необходимость реализации которых требует:
дополнительной методической работы,
проведения множества дополнительных мероприятий различного формата,
переосмысления требований к оснащению «классической» части библиотеки с учётом необходимости её современной организации.
Способы реализации
Как уже отмечалось выше, главнейшей задачей школьной библиотеки (выдачу книги выносим за скобки) является приобщение школьников к культуре. Можно выделить некоторое количество мероприятий, которые проводятся или вполне возможно проводить в стенах школьной библиотеки. Например:
- Чтение вслух с элементами соревнования (для младших школьников).
- Обсуждение книг как по школьной программе, так и вне программы.
- Просмотр и обсуждение кинофильмов. Сравнение постановки и книжного оригинала.
- Тематические интеллектуальные игры, вроде «Что? Где? Когда?»
- Организация художественных выставок, концертов, поэтических вечеров; совместные мероприятия с городскими музеями и картинными галереями.
6.Организация школьного киноклуба, театра.
Формат мероприятий может быть разным: книжные выставки, доклады, библиотечные уроки , индивидуальные беседы, анкеты , дискуссионный клуб. Но без осознания библиотекарем своей роли воспитателя, конечно, ничего не выйдет, и это очень важный момент.
Теперь относительно обучающей, информационной функции библиотек. Задача школы вообще, и школьной библиотеки в частности,— готовить из учеников полноценные кадры для жизни и работы в современных условиях, обучать школьников умению свободно ориентироваться в информационном мире будущего. Для этого нужно:
Школьников всех возрастов обучать умению «креативно мыслить», умению добывать, сортировать и анализировать информацию;
«Классическая» библиотечная задача— книжное обслуживание, также расширяется до обеспечения доступа к электронным версиям книг и учебников, обеспечения возможности работы электронных версий непосредственно с гаджетами школьников. При этом необходимо учитывать современные тенденции организации библиотечного пространства.
Проектирование библиотечного пространства— задача достаточно сложная, и для гарантированного достижения хорошего результата эту тему желательно доверить профессионалам. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что обращаться к профессионалам желательно как можно раньше, чтобы была возможность использовать современные наработки по проектированию открытых пространств библиотеки непосредственно в дизайне помещения, при проектировании разводки электричества и компьютерных сетей. Только плотное взаимодействие библиотекаря, проектировщика и производителя может обеспечить дальнейшую универсальность и трансформируемость библиотечных помещений.
Необходимая материально-техническая база (МТБ)
МТБ школьной библиотеки должна обеспечивать возможность выполнения всех вышеупомянутых задач. Вот некоторые общие требования к библиотечной МТБ:
- Помещение книгохранилища библиотеки. Должно быть оборудовано недорогими стеллажами, предпочтительно металлическими. Его необходимо оборудовать системой пожаротушения.
- Абонемент и читальные залы. В последние годы в библиотеке происходит слияние функций абонемента и читального зала. Распространение электронных версий книг и учебников также вносит корректировки в существующие нормы проектирования. Увеличивается количество комфортных посадочных мест. Необходимо учитывать широкое распространение гаджетов, способных работать с электронными версиями книг, предусматривать возможность удобной работы с ними. Повышаются требования к дизайну библиотеки, большое внимание уделяется вопросам цветовых решений, визуально открытого пространства. Рабочие места сотрудников организуются так, чтобы между библиотекарем и читателем не возникало ощущения непреодолимого барьера. Все это требует особой тщательности в вопросах проектирования открытого пространства и диктует свои требования к оборудованию, представляющему собой, по сути, «лицо» библиотеки. По возможности, здесь следует отдавать предпочтение современным дизайнерским решениям, не бояться экспериментировать. К проектированию открытых пространств библиотеки полезно привлекать старших школьников, устраивая «конкурсы идей».
- Помещения библиотеки, используемые для проведения массовых мероприятий, необходимо оснащать трансформируемой мебелью, обеспечивая таким образом универсализм использования. При этом желательно придерживаться единого дизайнерского стиля и предусматривать возможность одновременной работы нескольких групп. Здесь хорошо зарекомендовала себя практика комплектования таких залов мебелью двух-трех типов гармонирующих цветовых сочетаний, что позволяет естественным образом делить зал для одновременной работы нескольких групп.
- Информационная система. Разумеется, современную школьную библиотеку нельзя представить без адекватной АБИС, обеспечивающей, наряду со стандартными функциями:
- Залы новых технологий и презентационное оборудование. Образованный современный человек должен иметь навыки работы с публикой и навыки использования стандартного презентационного офисного оборудования. Поэтому в комплект техники, приобретаемой библиотекой, желательно включать проектор с мобильной стойкой , интерактивную доску, экраны, в т.ч. сенсорные. Комплект этого оборудования позволит организовать минимально необходимый набор для проведения презентаций, докладов, а также, при грамотном использовании, «оживить» различные мероприятия, проводимые в библиотеке. Разумеется, данный комплект оборудования можно будет использовать и при проведении интерактивных уроков по разным дисциплинам в рамках школьной программы.
функции учёта книгообеспеченности учебников, включая альтернативные версии;
функции учёта выдачи электронных версий книг;
функции доступа к полнотекстовым версиям учебников и книг для учащихся и посетителей библиотеки, работающих со своими гаджетами;
функции ведения сайта библиотеки.
Вывод:
Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей, так как библиотека является центром формирования информационной культуры в школе. Библиотека оказывает помощь образовательному процессу в самостоятельном изучении материала, использовании рукописных текстов, олимпиадных работ, аудио-видеокассет, дисков, материалов из области межпредметных связей, составление аннотации на имеющиеся документы, выпуск школьных тематических сборников через создание информационно-библиографического пространства, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы:
презентации выставок по темам;
интеграционные научные конференции;
обзоры;
лекции и другие наглядные, устные, печатные, комплексные средства.
Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают это значение и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии общей культуры и ребенка, и самих родителей.
Библиотека же в свою очередь принимает активное участие в этом процессе. Проводятся дни семейной информации, тематические консультации. Создаются родительские лектории, организуются семинары по формированию информационной культуры у детей и т.п.
Отсюда можно сделать вывод, что хорошо организованная информационная среда, соответствующая запросам учащихся, четко организованная деятельность взрослых(библиотекаря, преподавателей и родителей) будут влиять на формирование информационной культуры ребенка и в целом на его развитие. Формирование информационной культуры начинается в школе. Существуют разные пути формирования. Наиболее эффективный – чтение, так как это одна из сфер деятельности, в которой не только формируются, но и реализуются ценностные ориентации подростков. Нынешнее время требует пересмотра отношения ребенка к книге и чтению, так как возникла новая культурная и социальная реальность: пришло новое поколение читателей.