26.08.2020
Планирование работы школьной библиотеки
Задачи школьной библиотеки
1. Пропаганда культуры мира и ненасилия в интересах детей.
2. Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности.
3. Создание эффективно действующей системы информирования пользователей библиотеки.
4. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей), развитие связей семьи и школьной библиотеки.
5. Пропаганда здорового образа жизни.
6. Формирование правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса к истории России и Донского края.
7. Проведение индивидуальной работы с читателем как основы формирования информационной культуры личности школьников.
8. Улучшение дифференцированного обслуживания пользователей библиотеки; организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов.
9. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
10. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователей.
11. Осуществление компьютерной каталогизации и обработки информационных средств (книг, учебников, журналов, газет, видеоматериалов).
12. Накопление банка педагогической информации.
13. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.
Направления деятельности библиотеки
1. Работа с учащимися:
• уроки культуры чтения;
• библиографические уроки;
• информационные и прочие обзоры литературы;
• доклады о навыках работы с книгой;
• литературные и музыкальные часы;
• проверка скорости чтения учащихся.
2. Поддержка общешкольных мероприятий:
• предметные недели естествознания, русского языка, детской книги и музыки;
• День знаний;
• День матери;
• День Земли;
• Масленица, Рождество;
• общественные акции: день борьбы с наркоманией и наркобизнесом и др.;
• оформление школьных газет и стендов.
3. Работа с учителями и родителями:
• выступления на заседаниях педсовета;
• обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;
• отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;
• информационные обзоры на заданные темы;
• выступления на родительских собраниях;
• индивидуальная работа с педагогами;
• участие в круглых столах;
• обзоры публикаций периодической печати для педагогов (1 раз в четверть).
4. Пополнение банка педагогической информации.
5. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки.
6. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий.
Основные функции библиотечно-информационного центра школьной библиотеки
1. Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная – предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
3. Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
Деятельность по формированию фонда библиотечно- информационного центра школьной библиотеки
№ п/п | Содержание работы | Срок исполнения |
1 | 2 | 3 |
1. Работа с фондом учебной литературы | ||
1 | Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году | Сентябрь– октябрь |
2 | Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы: • работа с перспективными библиографическими изданиями (прайс-листами, каталогами, тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и региональным комплектом учебников); • составление совместно с учителями заказа на учебники; • формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации; • подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году | Ноябрь |
• осуществление контроля выполнения сделанного заказа | Май | |
• прием и обработка поступивших учебников: – оформление накладных, – запись в книгу суммарного учета, – штемпелевание, – оформление картотеки, – занесение в электронный каталог; • составление списков классов с учетом детей из малообеспеченных семей | По мере поступления | |
3 | Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой | Сентябрь |
4 | Прием и выдача учебников учащимся, состоящим на учете у социального педагога | Август |
5 | Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий | Сентябрь |
6 | Оформление выставки «Знакомьтесь – новые учебники» | Сентябрь |
7 | Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ | Октябрь– ноябрь |
8 | Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов) | Два раза в год (в конце полугодий) |
9 | Работа с резервным фондом учебников: • ведение учета; • размещение для хранения; • подготовка данных для электронной картотеки межшкольного резервного фонда района | Сентябрь– ноябрь |
10 | Составление электронной базы данных «Учебники и учебные пособия» | В течение года |
11 | Пополнение постоянно действующей выставки «Учебник – твой помощник и друг» | В течение года |
2. Работа с фондом художественной литературы | ||
1 | Своевременное проведение обработки и регистрации изданий. Создание электронного каталога поступающей литературы | По мере поступления в течение года |
2 | Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном центре библиотеки: • к художественному фонду (для учащихся 1-4 классов); • к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников) | Постоянно |
3 | Выдача изданий читателям | Постоянно |
4 | Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах | Постоянно |
5 | Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий | Постоянно |
6 | Ведение работы по сохранности фонда | Постоянно |
7 | Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей | Постоянно |
8 | Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся | Один раз в четверть |
9 | Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами» | В течение года |
10 | Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа | Декабрь, июнь |
11 | Оформление новых разделителей: • в зоне открытого доступа; • полочные разделители по темам и классам; • в книгохранилище; • по новым отделам, по алфавиту с портретами писателей | В течение года |
3. Комплектование фонда периодики | ||
Оформление подписки на первое и второе полугодия | Октябрь, апрель |
Справочно-библиографическая работа
№ п/п | Содержание работы | Срок исполнения |
1 | Электронная каталогизация новых поступлений художественной и методической литературы | По мере поступления |
2 | Электронная каталогизация учебников по авторам, предметам и классам | В течение года |
Работа с читателями
№ пп | Содержание работы | Срок исполнения | |
1 | 2 | 3 | |
Индивидуальная работа | |||
1 | Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала школы, родителей | Постоянно | |
2 | Рекомендательные беседы при выдаче книг | Постоянно | |
3 | Беседы со школьниками о прочитанном | Постоянно | |
4 | Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку | По мере поступления | |
5 | Выставка одной книги «Это новинка!» | По мере поступления | |
6 | «Десять любимых книг» – рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки) | Май | |
Работа с библиотечным активом | |||
1 | Заседание школьного библиотечного актива | Один раз в четверть | |
2 | Организация работы актива «Школьные библиофилы» | В течение года | |
Работа с родительской общественностью | |||
1 | Отчет перед родительской общественностью о новых поступлениях учебников и художественной литературы | Сентябрь | |
2 | Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления | Май–июнь, август–сентябрь | |
3 | Участие в работе педагогического совета, подготовка материалов по темам: • «Школьные учебники: выбор, обеспечение и использование»; • «Распределение и сохранность фонда бесплатных учебников, новые формы учета книг» | По плану проведения заседаний педсоветов | |
Работа с педагогическим коллективом | |||
1 | Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах | Периодически (на совещаниях) | |
2 | Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году | ||
3 | Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок, музыкального оформления) | Сентябрь | |
Работа с учащимися школы | |||
1 | Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки | Постоянно | |
2 | Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей | Один раз в месяц | |
3 | Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотечно-информационном центре школьной библиотеки, о культуре чтения книг и журнальной периодики | Постоянно | |
4 | Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации «Я – книга! Я – товарищ твой!» | Август | |
5 | Подготовка рекомендаций для читателей – школьников в соответствии с возрастными категориями | Постоянно | |
6 | «Летнее чтение с увлечением» — подбор списков литературы для дополнительного изучения истории, литературы, географии и биологии | Май | |
7 | «Чтобы легче было учиться» — подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году | Май | |
8 | Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, периодическому изданию | По мере необходимости | |
Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся школы | |||
1-й класс Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библио-тека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг)? | Январь | ||
Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт) | Май | ||
2-й класс Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе | Ноябрь | ||
Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация | Январь | ||
3-й класс Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель – формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы) | |||
Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках | Февраль | ||
4-й класс Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели | Декабрь | ||
Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки | Апрель | ||
5-й класс Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг, при работе с ними | Декабрь | ||
Тема № 2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его творческой индивидуальностью | Апрель | ||
6-й класс Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение самостоятельному поиску информации. Библиотечный каталог, картотека, библиографические указатели, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке | Ноябрь | ||
7-й класс Выбор книг. Понятие «библиография», ее назначение. Библиографические указатели и их отличие от систематического каталога. Как пользоваться указателем при выборе книг? Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею | Декабрь | ||
8-й класс Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура, назначение. Алфавитный и систематические каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Справочная литература. Энциклопедии: универсальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, | Апрель | ||
физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога | |||
9-й класс Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения | Февраль | ||
10-й класс Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, конспекта, доклада | Март | ||
Массовая работа | |||
1 | Выставка учебных изданий к предметным неделям «Методическая копилка кафедры» | По предметным неделям | |
2 | Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей | В течение года | |
3 | Выставки к юбилейным датам зарубежных писателей | В течение года | |
4 | Выставки книг юбиляров | В течение года | |
5 | Конкурсы стихов: | ||
• «Осень – пора золотая» (стихи об осени) | Октябрь | ||
• Стихи о войне, армии и Родине | Февраль | ||
• Стихи о мамах и бабушках, прекрасных женщинах. Подготовка к праздничному вечеру, посвященному Женскому дню | Март | ||
6 | Тематические КВНы (5–11 классы) | В течение года | |
7 | Новогодний КВН (5–11 классы) | ||
8 | Неделя русского языка и литературы (подбор материала к школьным газетам) | Декабрь | |
9 | Неделя математики (подбор материала к газетам, рефератам, викторинам) | В течение года, согласно плану предметных недель | |
10 | Неделя обществознания – «Уголок России» (подбор литературы к газетам и сообщениям) | ||
11 | Патриотический месячник «Моя семья и война» (подбор материалов к выступлениям, рефератам) | ||
12 | «Подвиг Кирилла и Мефодия» (ко Дню славянской письменности и культуры) | 25 мая | |
13 | Выпускной вечер (9 и 11 классы) | Июнь | |
14 | Неделя детской книги: • чтение сказок Е. Л. Шварца, Л. Кэрролла, К. Коллоди, стихов К. И. Чуковского (1–4 классы – выборочно); | Весенние каникулы | |
• книжная выставка «Мудрые сказки Е. Л. Шварца»; • конкурс детских рисунков «С волшебной кисточкой по стихам К. И. Чуковского» (1–4 классы); • праздник детской книги «В гостях у детских писателей-юбиляров» (Е. Л. Шварц, К. И. Чуковский, Л. Кэрролл, К. Коллоди (литературно-музыкальное представление для учащихся начальной школы) | |||
15 | Месячник военно-патриотического воспитания: • громкое чтение книг о войне (1–4 классы – выборочно); • обеспечение возможности просмотра фильмов о Великой Отечественной войне («А зори здесь тихие», «Подвиг разведчика», «Великий перелом», «Два бойца» и др.); • подготовка поздравления ветеранам войны | Февраль | |
16 | Празднование Дня Победы • конкурс стихов о войне (5–11 классы); • литературно-музыкальная композиция и концерт «Память огненных лет»; • выездная литературно-музыкальная композиция: «Память огненных лет» для ветеранов войны и труда | Май | |
17 | Шолоховская весна: • громкое чтение рассказов М. Шолохова (1–5 классы); • книжная выставка «М. Шолохов – певец Дона» (5–11 классы); • обзор биографии и творчества М. Шолохова (5–9 классы); • выставка рисунков по мотивам рассказов М. Шолохова (5–7 классы); • участие в подготовке инсценировок отрывков из произведений М. Шолохова | Последняя неделя мая | |
Нравственное воспитание | |||
1 | Тематические книжные полки «Читайте с увлечением все эти приключения» | По мере требования | |
Книжно-журнальная выставка «Мир, в котором тебя любят» | Постоянно | ||
Экологическое воспитание | |||
1 | Выставка «Здоровье планеты – твое здоровье» | Постоянно | |
2 | Работа с естественнонаучной литературой. Оформление папки газетных материалов «Уроки экологических просчетов» | Постоянно | |
Работа по формированию интереса к истории Отечества и Донского края | |||
1 | Фольклорный час «Кто такие казаки?» | Май | |
2 | Книжная выставка «Писатели Дона» | Май | |
Реклама библиотеки | |||
1. Создание фирменного стиля | |||
1 | Размещение эмблемы школьной библиотеки в абонентном отделе | Сентябрь | |
2 | Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление отдела детской литературы для начальной школы | Октябрь | |
3 | Оформление полочной выставки «История образования нашего поселка» (об учителях Рассветовской школы) | Декабрь | |
4 | Изготовление и распространение среди читателей экслибриса и визитной карточки Рассветовской школьной библиотеки | В течение года | |
2. Рекламная деятельность библиотечно-информационного центра школьной библиотеки | |||
1 | Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родительских собраниях) | Постоянно | |
2 | Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой) | Постоянно | |
3 | Оформление информационных стендов-папок: • «Правила пользования книгой»; • «Правила поведения в библиотеке» | В течение года | |
4 | Оформление выставки одного автора «Календарь знаменательных и памятных дат» | В течение года | |
5 | Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку | В течение года | |
6 | Сотрудничество с сельским Домом культуры, сельской библиотекой, школой искусств | Постоянно | |
7 | Информирование пользователей о режиме работы | Сентябрь | |
8 | Проведение недели детской книги | Март | |
9 | Своевременное информирование пользователей о проведении в библиотеке массовых мероприятий | По мере необходимости | |
Профессиональное развитие сотрудников библиотеки | |||
1 | Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей | По плану районного МО библиотекарей | |
2 | Участие в семинарах методического объединения по темам: • «Ведение учетной документации школьной библиотеки»; • «Оформление отчета о проделанной работе» | По плану районного МО библиотекарей | |
3 | Освоение новых систем автоматизированного комплектования литературы | В течение года | |
4 | Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере, приемов владения библиотечной компьютерной программой «МАРК». Продолжение ведения электронного каталога учебников | В течение года | |