Планирование работы школьной библиотеки

26.08.2020

Планирование работы школьной библиотеки

Задачи школьной библиотеки

1. Пропаганда культуры мира и ненасилия в интересах детей.

2. Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности.

3. Создание эффективно действующей системы информирования пользователей библиотеки.

4. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей), развитие связей семьи и школьной библиотеки.

5. Пропаганда здорового образа жизни.

6. Формирование правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса к истории России и Донского края.

7. Проведение индивидуальной работы с читателем как основы формирования информационной культуры личности школьников.

8. Улучшение дифференцированного обслуживания пользователей библиотеки; организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов.

9. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.

10. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователей.

11. Осуществление компьютерной каталогизации и обработки информационных средств (книг, учебников, журналов, газет, видеоматериалов).

12. Накопление банка педагогической информации.

13. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.

 

Направления деятельности библиотеки

 

1. Работа с учащимися:

• уроки культуры чтения;

• библиографические уроки;

• информационные и прочие обзоры литературы;

• доклады о навыках работы с книгой;

• литературные и музыкальные часы;

• проверка скорости чтения учащихся.

2. Поддержка общешкольных мероприятий:

• предметные недели естествознания, русского языка, детской книги и музыки;

• День знаний;

• День матери;

• День Земли;

• Масленица, Рождество;

• общественные акции: день борьбы с наркоманией и наркобизнесом и др.;

• оформление школьных газет и стендов.

3. Работа с учителями и родителями:

• выступления на заседаниях педсовета;

• обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;

• отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;

• информационные обзоры на заданные темы;

• выступления на родительских собраниях;

• индивидуальная работа с педагогами;

• участие в круглых столах;

• обзоры публикаций периодической печати для педагогов (1 раз в четверть).

4. Пополнение банка педагогической информации.

5. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки.

6. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий.

 

Основные функции библиотечно-информационного центра школьной библиотеки

 

1. Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.

2. Информационная – предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

3. Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.

 

Деятельность по формированию фонда библиотечно- информационного центра школьной библиотеки

п/п

Содержание работы

Срок

исполнения

1

2

3

1. Работа с фондом учебной литературы

1

Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году

Сентябрь– октябрь

2

Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:

• работа с перспективными библиографическими изданиями (прайс-листами, каталогами, тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и региональным комплектом учебников);

• составление совместно с учителями заказа на учебники;

• формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации;

• подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году

Ноябрь

• осуществление контроля выполнения сделанного заказа

Май

• прием и обработка поступивших учебников:

– оформление накладных,

– запись в книгу суммарного учета,

– штемпелевание,

– оформление картотеки,

– занесение в электронный каталог;

• составление списков классов с учетом детей из малообеспеченных семей

По мере поступления

3

Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой

Сентябрь

4

Прием и выдача учебников учащимся, состоящим на учете у социального педагога

Август

5

Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий

Сентябрь

6

Оформление выставки «Знакомьтесь – новые учебники»

Сентябрь

7

Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ

Октябрь–

ноябрь

8

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов)

Два раза в год (в конце полугодий)

9

Работа с резервным фондом учебников:

• ведение учета;

• размещение для хранения;

• подготовка данных для электронной картотеки межшкольного резервного фонда района

Сентябрь–

ноябрь

10

Составление электронной базы данных «Учебники и учебные пособия»

В течение

года

11

Пополнение постоянно действующей выставки «Учебник – твой помощник и друг»

В течение

года

2. Работа с фондом художественной литературы

1

Своевременное проведение обработки и регистрации изданий.

Создание электронного каталога поступающей литературы

По мере поступления в течение года

2

Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном центре библиотеки:

• к художественному фонду (для учащихся 1-4 классов);

• к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников)

Постоянно

3

Выдача изданий читателям

Постоянно

4

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах

Постоянно

5

Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий

Постоянно

6

Ведение работы по сохранности фонда

Постоянно

7

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей

Постоянно

8

Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся

Один раз в четверть

9

Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами»

В течение года

10

Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа

Декабрь, июнь

11

Оформление новых разделителей:

• в зоне открытого доступа;

• полочные разделители по темам и классам;

• в книгохранилище;

• по новым отделам, по алфавиту с портретами писателей

В течение года

3. Комплектование фонда периодики

 

Оформление подписки на первое и второе полугодия

Октябрь, апрель

Справочно-библиографическая работа

 

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

1

Электронная каталогизация новых поступлений художественной

и методической литературы

По мере поступления

2

Электронная каталогизация учебников по авторам, предметам и

классам

В течение

года

 

Работа с читателями

 

№ пп

Содержание работы

Срок исполнения

1

2

3

Индивидуальная работа

1

Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала школы, родителей

Постоянно

2

Рекомендательные беседы при выдаче книг

Постоянно

3

Беседы со школьниками о прочитанном

Постоянно

4

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку

По мере

поступления

5

Выставка одной книги «Это новинка!»

По мере

поступления

6

«Десять любимых книг» – рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки)

Май

Работа с библиотечным активом

1

Заседание школьного библиотечного актива

Один раз в четверть

2

Организация работы актива «Школьные библиофилы»

В течение

года

Работа с родительской общественностью

1

Отчет перед родительской общественностью о новых поступлениях учебников и художественной литературы

Сентябрь

2

Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления

Май–июнь, август–сентябрь

3

Участие в работе педагогического совета, подготовка материалов по темам:

• «Школьные учебники: выбор, обеспечение и использование»;

• «Распределение и сохранность фонда бесплатных учебников, новые формы учета книг»

По плану проведения заседаний  педсоветов

Работа с педагогическим коллективом

1

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах

Периодически (на совещаниях)

2

Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году

АпрельХочу такой сайт

3

Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок, музыкального оформления)

Сентябрь

Работа  с учащимися школы

1

Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки

Постоянно

2

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей

Один раз в месяц

3

Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотечно-информационном центре школьной библиотеки, о культуре чтения книг и журнальной периодики

Постоянно

4

Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации «Я – книга! Я – товарищ твой!»

Август

5

Подготовка рекомендаций для читателей – школьников в соответствии с возрастными категориями

Постоянно

6

«Летнее чтение с увлечением» — подбор списков литературы для дополнительного изучения истории, литературы, географии и биологии

Май

7

«Чтобы легче было учиться» — подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году

Май

8

Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, периодическому изданию

По мере необходимости

Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся школы

 

1-й класс

Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библио-тека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг)?

Январь

 

Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт)

Май

 

2-й класс

Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе

Ноябрь

 

Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация

Январь

 

3-й класс

Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель – формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы)

 
 

Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках

Февраль

 

4-й класс

Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели

Декабрь

 

Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки

Апрель

 

5-й класс

Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг, при работе с ними

Декабрь

 

Тема № 2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его творческой индивидуальностью

Апрель

 

6-й класс

Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение самостоятельному поиску информации. Библиотечный каталог, картотека, библиографические указатели, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке

Ноябрь

 

7-й класс

Выбор книг. Понятие «библиография», ее назначение. Библиографические указатели и их отличие от систематического каталога. Как пользоваться указателем при выборе книг? Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею

Декабрь

 

8-й класс

Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура, назначение. Алфавитный и систематические каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Справочная литература. Энциклопедии: универсальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная,

Апрель

 

физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога

 
 

9-й класс

Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения

Февраль

 

10-й класс

Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, конспекта, доклада

Март

Массовая работа

1

Выставка учебных изданий к предметным неделям «Методическая копилка кафедры»

По предметным неделям

2

Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей

В течение

года

3

Выставки к юбилейным датам зарубежных писателей

В течение

года

4

Выставки книг юбиляров

В течение

года

5

Конкурсы стихов:

 
 

• «Осень – пора золотая» (стихи об осени)

Октябрь

 

• Стихи о войне, армии и Родине

Февраль

 

• Стихи о мамах и бабушках, прекрасных женщинах. Подготовка к праздничному вечеру, посвященному Женскому дню

Март

6

Тематические КВНы (5–11 классы)

В течение года

7

Новогодний КВН (5–11 классы)

 

8

Неделя русского языка и литературы (подбор материала к школьным газетам)

Декабрь

9

Неделя математики (подбор материала к газетам, рефератам, викторинам)

В течение года, согласно плану предметных недель

10

Неделя обществознания – «Уголок России» (подбор литературы к газетам и сообщениям)

 

11

Патриотический месячник «Моя семья и война» (подбор материалов к выступлениям, рефератам)

 

12

«Подвиг Кирилла и Мефодия» (ко Дню славянской письменности и культуры)

25 мая

13

Выпускной вечер (9 и 11 классы)

Июнь

14

Неделя детской книги:

• чтение сказок Е. Л. Шварца, Л. Кэрролла, К. Коллоди, стихов К. И. Чуковского (1–4 классы – выборочно);

Весенние каникулы

 

• книжная выставка «Мудрые сказки Е. Л. Шварца»;

• конкурс детских рисунков «С волшебной кисточкой по стихам К. И. Чуковского» (1–4 классы);

• праздник детской книги «В гостях у детских писателей-юбиляров» (Е. Л. Шварц, К. И. Чуковский, Л. Кэрролл, К. Коллоди (литературно-музыкальное представление для учащихся начальной школы)

 

15

Месячник военно-патриотического воспитания:

• громкое чтение книг о войне (1–4 классы – выборочно);

• обеспечение возможности просмотра фильмов о Великой Отечественной войне («А зори здесь тихие», «Подвиг разведчика», «Великий перелом», «Два бойца» и др.);

• подготовка поздравления ветеранам войны

Февраль

16

Празднование Дня Победы

• конкурс стихов о войне (5–11 классы);

• литературно-музыкальная композиция и концерт «Память огненных лет»;

• выездная литературно-музыкальная композиция: «Память огненных лет» для ветеранов войны и труда

Май

17

Шолоховская весна:

• громкое чтение рассказов М. Шолохова (1–5 классы);

• книжная выставка «М. Шолохов – певец Дона» (5–11 классы);

• обзор биографии и творчества М. Шолохова (5–9 классы);

• выставка рисунков по мотивам рассказов М. Шолохова (5–7 классы);

• участие в подготовке инсценировок отрывков из произведений М. Шолохова

Последняя неделя мая

Нравственное воспитание

1

Тематические книжные полки «Читайте с увлечением все эти приключения»

По мере

требования

 

Книжно-журнальная выставка «Мир, в котором тебя любят»

Постоянно

Экологическое воспитание

1

Выставка «Здоровье планеты – твое здоровье»

Постоянно

2

Работа с естественнонаучной литературой. Оформление папки газетных материалов «Уроки экологических просчетов»

Постоянно

Работа по формированию интереса к истории Отечества и Донского края

1

Фольклорный час «Кто такие казаки?»

Май

2

Книжная выставка «Писатели Дона»

Май

Реклама библиотеки

1. Создание фирменного стиля

1

Размещение эмблемы школьной библиотеки в абонентном отделе

Сентябрь

2

Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление отдела детской литературы для начальной школы

Октябрь

3

Оформление полочной выставки «История образования нашего поселка» (об учителях Рассветовской школы)

Декабрь

4

Изготовление и распространение среди читателей экслибриса и визитной карточки Рассветовской школьной библиотеки

В течение года

2. Рекламная деятельность библиотечно-информационного центра школьной библиотеки

1

Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родительских собраниях)

Постоянно

2

Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой)

Постоянно

3

Оформление информационных стендов-папок:

• «Правила пользования книгой»;

• «Правила поведения в библиотеке»

В течение года

4

Оформление выставки одного автора «Календарь знаменательных и памятных дат»

В течение года

5

Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку

В течение года

6

Сотрудничество с сельским Домом культуры, сельской библиотекой, школой искусств

Постоянно

7

Информирование пользователей о режиме работы

Сентябрь

8

Проведение недели детской книги

Март

9

Своевременное информирование пользователей о проведении в библиотеке массовых мероприятий

По мере необходимости

Профессиональное развитие сотрудников библиотеки

1

Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей

По плану районного МО библиотекарей

2

Участие в семинарах методического объединения по темам:

• «Ведение учетной документации школьной библиотеки»;

• «Оформление отчета о проделанной работе»

По плану районного МО библиотекарей

3

Освоение новых систем автоматизированного комплектования литературы

В течение

года

4

Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере, приемов владения библиотечной компьютерной программой «МАРК». Продолжение ведения электронного каталога учебников

В течение года

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».