АООП
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная
программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования (далее ― ПрАООП) обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям
реализации и планируемым результатам освоения АООП.
АООП
самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со
Стандартом и с учетом ПрАООП с привлечением органов самоуправления (совет
образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет и др.),
обеспечивающих государственно-общественный характер управления Организацией.
АООП разрабатывается организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями
(далее вместе — Организации), имеющими государственную аккредитацию, с учётом
типа и вида этой Организации, а также образовательных потребностей и запросов
участников образовательного процесса.
АООП может быть реализована в разных
формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях. В такихорганизациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Для обеспечения
возможности освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее
реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при
необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.
В основу разработки
ПрАООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный
подход к построению АООП для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения
содержания образования.
Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный
подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической
науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом
специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством
реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки
ПрАООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:
·
придание результатам образования социально и личностно
значимого характера;
·
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных
областях;
·
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
·
обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают
не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений
и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) положены следующие принципы:
― принципы
государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип
коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип
практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование
знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико
ориентированных задач;
― принцип
воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и
понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический
принцип;
― принциппреемственности,
предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего
школьного возраста;
― принцип
целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и
учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание
предметных областей и результаты личностных достижений;
― принцип учета
особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса
усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности
в реальном мире;
― принцип
сотрудничества с семьей.
Структура АООП обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее
назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП
образовательной организацией (далее ― Организация), а также способы определения
достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
образования;
систему оценки достижения планируемых
результатов освоения АООП образования.
Содержательный раздел определяет общее
содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение
личностных и предметных результатов:
программу формирования базовых учебных
действий;
программы отдельных учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного
(нравственного) развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
программу формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу внеурочной деятельности;
программу коррекционной работы с
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1);
программу работы с семьей обучающегося с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Организационный раздел определяет общие
рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП
Организацией.
Организационный раздел включает:
учебный план;
систему специальных условий реализации
основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
В соответствии с требованиями Стандарта Организация может создавать два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― варианты 1 и 2. Каждый вариант АООП содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других (сопутствующих) нарушений развития, места проживания обучающегося, вида Организации.
Обучающийся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по
АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится
к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями
сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
На основе
Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется
(специальная индивидуальная программа развития; далее ― СИПР), к которой может
быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные
планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся
с умственной отсталостью.
АООП
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по
результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с
учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее ― ИПР) и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
реабилитации
инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных